ВКЛАД ИНСТИТУТА ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ АН СССР В ДОСТИЖЕНИЕ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 гг.
В первые дни Великой Отечественной войны из ИОХ ушли в Красную Армию 20 человек, в Народное Ополчение 9 человек. В их числе –
А.П. Бакланов1, В.П. Борисов1, Е.Л. Броуде1, Д.Н. Васкевич, З.С. Волкова, Г.Р. Гасан-Заде, В.В. Голубев, П.Ф. Епифанский1, Ю.Б. Коган, В.В. Патрикеев, Н.П. Кудаяров, В.Л. Марукян[1], А.Н. Марушкин, Б.М. Михайлов, Пахомов, Д.А. Погорелов1, С.Ф. Поздняков, О.Д. Стерлигов. И.В. Торгов, П.В. Тюпаев. Позже, уже из Казани, ушел на фронт Х.М. Миначев, был мобилизован И.И. Брусов. Добровольцами пошли в Красную Армию А.А. Борисова, А. И.Гусева, И.А. Неклепаева, М.Н. Чумаченко.
По решению Правительства основная часть ИОХ была эвакуирована в июле 1941г. в Казань. В "Бутлеровском корпусе" Казанского университета разместились часть лаборатории металлоорганичееких соединений (заведующий чл.-корр. АН СССР А.Н. Несмеянов, впоследствии академик, президент АН СССР в 195I-196I гг., директор И0Х в 1939-1954 гг., затем директор ИНЭОС АН CCCР, другая часть лаборатории помещалась в Казанском химико-технологическом институте. В «Бутлеровском корпусе» помещались также лаборатории гетероциклических соединений (заведующий д.х.н. М.М. Кацнельсон), кинетики контактных органических реакций (заведующий д.х.н. профессор А.А. Баландин, впоследствии академик), виниловых эфиров (заведующий д.х.н. М.Ф. Шостаковский, ныне чл.-корр. АН СССР), часть лаборатории непредельных соединений (с 1941 года заведующий И.Н. Назаров, впоследствии академик), микроанализа (заведующая М.О. Коршун, впоследствии д.х.н.).
В небольшом одноэтажном флигеле — "Лягушатнике", расположенном против фасада "Бутлеровского корпуса" (ранее это здание принадлежало медицинскому факультету и в нем препарировали животных, в том числе лягушек), разместились лаборатории каталитического синтеза (заведующий д.х.н. профессор Б.А. Казанский, впоследствии академик, директор ИОХ в 1954-1966 гг.), пирогенных процессов (заведующий д.х.н. А.Д. Петров, впоследствии чл.-корр. АН СССР).
Лаборатории органического катализа (заведующий д.х.н. И.И. Шуйкин, впоследствии чл.-корр. АН СССР), целлюлозы и лигнина (заведующий д.х.н. П.А. Бобров); полупродуктов и красителей (заведующий академик А.Е. Порай-Кошиц) помещались в здании Казанского химико-технологичаского института.
Группа профессора Л.Ф. Верещагина (впоследствии академика, директора Института высоких давлений АН СССР) находилась в Москве. Л.Ф. Верещагин возглавлял немногочисленную Московскую группу, обеспечившую непрерывную работу на тяжелом оборудовании по выполнению ответственных заданий по оборонной тематике.
В Казани сформировались в составе ИОХ лаборатория высокомолекулярных соединений (заведующий д.х.н., профессор Б.А. Арбузов, ныне академик) и лаборатория синтетических смол (заведующий академик С.Н. Ушаков), помещавшиеся в КХТИ и оставшиеся в Казани после реэвакуации ИОХ в 1943 г. в Москву. Сотрудники ИОХ как эвакуированные в Казань, так и оставшиеся в Москве, неустанно вели исследовательские и внедренческие работы, целиком направленные на достижение скорейшей победы. И.Н. Назаровым был создан уникальный универсальный карбинольный клей, нашедший широкое применение для ремонта боевой техники на московских заводах и даже непосредственно в полевых условиях, включая орудия и танки. Зимой 1941-1942гг. оставшиеся в Москве сотрудники Института (А.Н. Кузнецова, И.И. Зарецкая, Е.П. Грачева, М.С. Бурмистрова, Г.П. Верхолетова, М.А. Лисицына, Г.Б. Заварихина, П.И. Ерохина) под руководством И.Н. Назарова нарабатывали клей на лабораторной установке в старом здании ИОХ и обучали прибывших с фронтов и мастерских техников и военных инженеров его применению. С 1942 года, кроме того, началось производство карбинольного клея на заводе в Ереване. Подробнее см. в книге Б.В. Левшина "Академия наук в годы Великой Отечественной войны I94I-I945 гг.", в которой упоминается ряд работ ИОХ за эти годы (в дальнейшем ссылки на эту книгу будут обозначены как Л.С.). См. также брошюры "Применение карбинольного клея для ремонта автодеталей", Воениздат НК Обороны, 1943; "Управление ремонта танков. Карбинольный клей и его применение ", изд. Техн. отдела выставки УРТУ ГБТУ НА.
Доктором ф.-м.н. Л.Ф. Верещагиным был предложен и внедрен в производство способ упрочнения под высоким давлением минометных и орудийных стволов, что значительно повысило надежность их работы в боевых условиях. Под его руководством изготовлен гидравлический разряжатель для фугасных бомб.
Немедленно по прибытии в Казань, не дожидаясь окончания переброски оборудования ИОХ с товарной станции в КГУ и КХТИ, были начаты работы по заданиям Государственного Комитета Обороны, военных наркоматов и ведомств.
Под руководством А.Н. Несмеянова проводились важные работы оборонного значения. Приказом одного из ГУ Красной Армии в 1944г. была объявлена благодарность старшему научному сотруднику ИОХ (ныне чл.-корр. АН СССР) Р.Х. Фрейдлиной и аспиранту (ныне д.х.н.) З.М. Брайниной "за плодотворную работу" (копия приказа хранится в личных делах в ИНЭОС). К.х.н. М.И. Кабачнику (ныне академику) была присуждена Государственная премия 1-й степени "За разработку метода получения химических веществ, имеющих оборонное значение" (Вестник АН СССР, 1946, № 2, с.18).
А.А. Баландин, О.К. Богданова, А.П. Щеглова в I94I-I942 гг. разработали и внедрили на Казанском заводе СК метод получения бензостойкого каучука (тиокольного каучука), нашедшего широкое применение в производстве "самозатягивающихся" (вернее, "самозаплавляющихся" при попадании пуль) покрытий бензобаков для самолетов.
В лаборатории А.А. Баландина профессором А.М. Рубинштейном и м.н.с. Н.А. Прибытковой совместно с Казанским заводом СК проводились работы по усовершенствованию катализатора синтеза дивинила по Лебедеву. Сотрудник той же лаборатории С.Л. Лельчук был командирован в Уфу для изучения возможности производства толуола на основе нефтяного сырья восточных районов (Л.с.83).
Под руководством А.Е. Фаворского и М.Ф. Шостаковского, Ф.П. Си- дельковской (ныне д.х.н.) и к.х.н. И.Ф. Богдановым была разработана присадка "Винипол" к авиационным маслам и гидравлическим жидкостям, превосходившая иностранные образцы. "Винипол" нарабатывали укрупненными синтезами в лаборатории. М.Ф. Шостаковским и Н.Ф. Кононовым (впоследствии к.х.н., заведующий технологической лабораторией ИОХ); на Свердловском заводе пластмасс было организовано производство винил-н-бутилового эфира, идущего для производства "Винипола" и "Бальзама Шостаковского".
В лаборатории целлюлозы и лигнина под руководством к.х.н. О.П. Головой (ныне д.х.н.) при участии к.х.н. А.В. Копериной (Казанской), м.н.с. Л.И. Колотовой, м.н.с. Н.П. Воскресенской, лаборантов З.И. Кузнецовой (ныне к.х.н.), И.Н. Николаевой был разработан способ получения сульфитной целлюлозы, пригодной для производства бездымных порохов (Л.с.82), внедренный тогда же на Марийском бумкомбинате. Приготовление из этой целлюлозы порохов, было затем внедрено в производство на ряде заводов, что позволило заменить дефицитную хлопковую целлюлозу. Под руководством заместителя директора ИОХ к.х.н. В.И. Иванова (ныне академика Киргизской АН ССР) и О.П. Головой при участии к.х.н. Н.Н. Шорыгиной (ныне д.х.н.), м.н.с. К.М. Соковой (ныне к.х.н.) и лаборанта З.И. Кузнецовой (ныне к.х.н.) были найдены условия приготовления противодымных фильтров из сульфитной целлюлозы, исключающие применение дефицитного едкого натра; способ внедрен в производство. Обе работы премированы Президиумом АН СССР.
Под руководством Б.А. Казанского, к.х.н. А.Ф. Платэ (ныне д.х.н. заведующий Кафедрой органического катализа и нефтехимии МГУ) и м.н.с. Г.А. Тарасовой (ныне к.х.н.) были разработаны новые рецептуры зажигательных смесей. Б.А. Казанским совместно с д.х.н. Я.Т. Эйдусом предложен и испытан заменитель крайне дефицитного этиленгликоля в антифризах для самолетов, танков, автомобилей (в 1941г. производство этиленгликоля в крупном масштабе у нас налажено не было). Б.А. Казанским совместно с А.Л. Либерманом и М.И. Розенгартом (ныне докторами химических наук) было проведено исследование по выявлению дополнительных ресурсов производства толуола, необходимого для получения взрывчатого вещества — тротила (тринитротолуола) на установках пиролиза керосина Норильского и Горьковского нефтеперерабатывающих заводов, что позволило увеличить выход толуола на 20-25% (Л.с.84). В той же лаборатории А.Ф. Платэ и М.И. Розенгартом разработана рецептура жидкости для приготовления противоипритных накидок и изготовлена опытная партия на Марийском бумкомбинате. Перечисление некоторых работ Лаборатории каталитического синтеза ИОХ АН СССР в годы ВОВ приведено в книге А.Л. Лапидуса, С.М. Локтева, Е.И. Терентьевой (жены Я.Т. Эйдуса) "Яков Тевелевич Эйдус", "Наука", М-, 1982 г., с.20).
Возникшее опасение в 1941 г., что наша страна может быть отрезана от бакинской нефти, сделало крайне актуальными работы по изысканию новых путей получения углеводородов и, в частности, толуола. Б.А. Казанским совместно с Я.Т. Эйдусом при участии к.х.н. Н.В. Елагиной и С.Б. Альтшулер изыскивались катализаторы для получения синтина из СО и H2 (см.цитированную выше книгу "Я.Т. Эйдус", с.21, 35 и далее и приведенный там список литературы за 1941-45 гг.). Совместно с М.И. Розенгартом и Т.Ф. Булановой (ныне к.х.н.) в упомянутом "Лягушатнике" была создана укрупненная установка для изучения процесса и катализаторов получения толуола из дезароматизированной фракции нефтяного бензина в основном по реакции ароматизации н-гептана (Некоторые сведения о работе этой установки приведены в статьях Б.А. Казанского и М.И. Розенгарта в книге "Алюмосиликатные катализатора", Гостоптехиздат, М., 1952; а также М.И. Розенгарта, Т.Ф. Булановой, Ж. прикл. хим., 1964, т.37, с.383).
Академиком Н.Д. Зелинским, д.х.н. Н.И. Шуйкиным (впоследствии чл.-корр.АН СССР), к.х.н. С.С. Новиковым (впоследствии чл.- корр.АН СССР) и к.х.н. Х.М. Миначевым (ныне академиком) разработан новый промышленный метод получения толуола из нефтяных фракций. В разработке этого катализатора принимал участие д.х.н. профессор А.М. Рубинштейн (Н.Д. Зелинский, Н.И. Шуйкин, С.С. Новиков, Х.М. Миначев, Н.Ф. Кононов, А.М. Рубинштейн были премированы за эту работу Президиумом АН СССР, решение № 877 от 04.07.51 г.).
А.Д. Петровым при участии Д.Н. Андреева (ныне д.х.н.), к.х.н. А.П .Мещерякова, А.В. Вороновой, Е.П. Каплан (ныне к.х.н.) был разработан и внедрен в производство новый в то время способ получения изопропилбензола — высокооктановой добавки к авиационному бензину, а также приготовлена опытная партия трет-бутилбензола для испытания в качестве высокооктанового авиамоторного топлива.
В лаборатории академика А.Е. Порай-Кошица сотрудниками В.К. Матвеевым (позднее к.х.н.) и В.В. Голубевым по заданию Наркомата авиационной промышленности создан новый тип синтетической смолы для получения высококачественных лаков и эмалей для покрытия самолетов (Л.с.84).
В различных лабораториях ИОХ проводились многочисленные анализы трофейных материалов и продуктов, в большинстве случаев с участием Лаборатории микроанализа. К сожалению, об этой стороне деятельности в ИОХ сохранилось мало сведений.
Группой сотрудников JIKC под руководством Б.А. Казанского совместно с сотрудниками Комиссии по спектроскопии АН СССР, руководимыми чл.-корр. Г.С. Ландсбергом (впоследствии академиком), была разработана методика анализа бензинов и определен состав трофейных авиационных, автомобильных (для бронетранспортеров) бензинов и танковых топлив. Это послужило основой при создании топлив для отечественных самолетов и танков, а также для выяснения источников снабжения фашистской армии жидким горючим и состояния ресурсов этого сырья в гитлеровской Германии (Л.с.60). Некоторые сведения об этой работе опубликованы в брошюре Г.С. Ландсберга, Б.А. Казанского, П.А. Бажулина, М.И. Батуева, А.Л. Либермана, А.Ф. Платэ, Г.А. Тарасовой "Комплексный метод детализированного исследования индивидуального состава бензинов", Гостоптехиздат,М., 1949. В этой работе участвовала М.Ю. Лукина (впоследствии д.х.н.).
В той же лаборатории совместно с чл.-корр. (впоследствии академиком) П.А. Ребиндером определен состав горючих жидкостей, используемых в трофейных огнеметах. Под руководством Б.А. Казанского в 1943-45гг. проведен анализ жидкости из трофейного авиационного огнетушителя, токопроводящей жидкости из трофейного авиационного датчика (Письмо с благодарностью Опытно-конструкторского боро Мин.авиационной промышленности за последнюю работу в личном деле М.И. Розенгарта, ИОХ).
В лаборатории А.Д. Петрова в 1943 г. проведен анализ трофейной смазки.
В лаборатории полупродуктов и красителей в 1943г. д.х.н. Б.П. Федоровым и к.х.н. В.К. Матвеевым был расшифрован состав трофейных люминофоров и синтезированы органические люминофоры для сигнальных ракет и люминисцентных карт для авиации. Письмом НЭП ВВС НКО СССР в Президиум АН СССР была выражена благодарность А.Е. Порай-Кошицу, Б.П. Федорову и В.К. Матвееву за проделанную работу по органическим люминофорам. (Копии писем НЭП-I ВВС НКО СССР от 14.09.44, № C-14 и Химотделения от 20.09.44, № 22-398 хранятся у В.К. Матвеева).
Учеными института было много сделано для создания столь необходимых в военной обстановке лекарственных средств. Это было время, когда требовалось до предела использовать все ресурсы и возможности, и поэтому работа не ограничивалась созданием новых методов синтеза лекарственных препаратов (в основном силами Лаборатории гетероциклических соединений), а сочеталась с их практическим получением в крупном лабораторном масштабе при участии многих сотрудников из всех лабораторий ИОХ. Так, по специальному заданию в Московской группе было приготовлено около 5 кг препарата для борьбы с утомляемостью — бензидрина (фенамина), около 4 кг нового возбудителя дыхания — перацетина и 1,7 кг нового пироплазмоидного препарата для лечения животных. В Казанской группе было изготовлено 30 кг сульфазола, 18 кг стрептоцида, в меньших количествах — никотиновая кислота и сульфидин, которые были переданы воинским частям, госпиталям, больницам Сталинграда и Казани.
Боевое крещение "бальзама Шостаковского", разработанного и синтезированного в крупных лабораторных масштабах Ф.П. Сидельковской, Е.П. Грачевой и Х.И. Кондратьевым в Лаборатории виниловых соединений, произошло в годы войны при лечении ожоговых ранений.
В лаборатории целлюлозы и лигнина был найден способ приготовления из отходов бумажного производства крайне дефицитного в то время мыла.
Наряду с напряженной, часто круглосуточной, работой по выполнению оборонной тематики, многие женщины Казанской группы ИОХ стали донорами крови, дежурили в госпиталях, помогали при перевязках раненых, стирали белье в госпиталях. Ряд сотрудников ИОХ как и других институтов АН, был мобилизован на спецработы: рыли противотанковые рвы всеволжского оборонительного пояса.
За большую работу, проведенную в годы войны, 6 сотрудников были награждены орденом "Красной Звезды", 8 человек — медалью "За оборону Москвы", 229 человек — медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне I94I-I945 гг.»
Ряд фотографий, большей частью любительских, отражающих работу сотрудников ИОХ в Казани, имеются у заведующего лабораторией тонкого органического синтеза ИОХ д.х.н. Э.П. Серебрякова. Фотокарточка доноров ИОХ тех лет имеется у бывшей сотрудницы ИОХ Н.А. Прибытковой, любительский снимок сотрудников ЛКС, провожающих И.А. Неклепаеву и А.И. Гусеву на Фронт, хранится у А.В. Казанской. При составлении настоящей записки использованы сведения, полученные от академика М.И. Кабачника, академика Х.М. Миначева, докторов химических наук Э.М. Брайниной, Я.Л. Гольдфарба, О.Н. Головой, А.Л. Либермана, В.В. Патрикеева, А.Ф. Платэ, А.М. Рубинштейна, М.И. Розенгарта, Ф.П. Сидельковской, кандидатов химических наук В.В. Голубева, Е.П. Каплан, З.И. Кузнецовой, Г.А. Тарасовой, м.н.с. Н.А. Прибытковой. Сведения о книге Левшина любезно сообщили в Сводном каталоге БЕН АН СССР.
Доктор хим.наук
04.04. 1983г.
Розенгарт М.И.[2]