г. Москва, Ленинский проспект, 47
Телефон: +7 499 137-29-44
Факс: +7 499 135-53-28
1 декабря 2016 г.

Тернистый путь учёного в России

Тернистый путь учёного в России

Известный химик Валентин Анаников составил ёмкий портрет карьеры молодого учёного в российском университете, а также обозначил основные трудности на этом пути в рамках пленарной дискуссии «Кадровый вызов для общества». Обсуждение состоялось на VII Всероссийском Съезде Советов молодых учёных и специалистов, который проходит 30 ноября – 1 декабря в НИЯУ МИФИ.

Основная задача Съезда совместными усилиями сформировать механизмы и мероприятия для включения их в план реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Результаты работы Съезда будут представлены Совету при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.

Съезд станет коммуникационной площадкой для молодых руководителей исследовательских и предпринимательских проектов, лабораторий и научных групп, представителей советов молодых ученых и студенческих научных обществ, а также представителей институтов развития и органов власти. В работе Съезда принимают  участие более 300 молодых научных лидеров со всей страны.

В рамках съезда состоялось VII Всероссийское совещание Советов молодых ученых и специалистов. Мероприятия проводятся при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.


Участники пленарной дискуссии справа налево: Княгинин В.Н., Кулешов А.П.,                 Стриханов М.Н., Анаников В.П., Секиринский Д.С., Салихов С.В., Медведев А.М.


«Вопрос подготовки научных кадров – очень многогранный, поэтому я остановлюсь на двух аспектах. Если мы рассмотрим траекторию пути специалиста, конечно, он начинается со студенческой скамьи. Студент, аспирант, молодой учёный или постдок, а потом руководитель лаборатории или профессор. Здесь есть две критические точки, когда мы рассматриваем решение этой сложной, общей для всех задачи.

Первая сложность начинается сразу после окончания аспирантуры – человек должен стать либо постдоком, либо молодым учёным. Ещё недавно это был катастрофический момент, потому что в институтах не было и отдельных мест для молодых учёных тоже. Сейчас эта ситуация потихоньку выправляется – во многих ведущих университетах есть собственная программа постдокторантуры. Также недавно было объявлено, что стартует целая программа поддержки постдоков, которая вступит в силу со следующего года.

Второй критический этап – руководитель лаборатории, молодой профессор. Это человек, у которого есть идеи, есть желание работать, есть необходимая подготовка. Но так, чтобы сразу получить хороший грант, – это бывает редко, за грант надо бороться. Нужен некий стартовый капитал для начала работы. Наши академические институты точно не располагают такой возможностью, хотя, возможно, некоторые институты и могут. Сколтех, например, реализовал такой алгоритм, где есть понятие “стартовый капитал для научной работы”.

Ещё недавно я проходил все эти пути, а теперь сам участвую в отборе и организации таких лабораторий. Всплывает ещё один интересный вопрос: на основании каких критериев отбираются кандидаты в молодые профессора и руководители? Здесь есть одна болезненная тема, но если мы говорим о реализации стратегии подготовки кадров, на неё нужно обратить внимание. Когда мы рассматриваем кандидатов на эти позиции, первое и главное, на что обращают внимание, это, как это ни странно, две цифры – индекс Хирша и импакт-фактор. Но интересный момент заключается в том, что в России нет журналов с высоким импакт-фактором, заработать Хирш, публикуясь у нас, практически невозможно.

То есть пока ты не опубликуешься в другой стране в хорошем журнале, здесь тебя не примут. Я не знаю других примеров высокоразвитых стран, где сложилась бы такая ситуация.

Поэтому я бы хотел напомнить о необходимости формирования собственного внутреннего экспертного сообщества, сообщества объективного, которое будет действительно оценивать по результатам. Журналы станут хорошими, если будет хорошая экспертиза, если в них будут публиковаться хорошие статьи».

«Наука и технологии России — STRF.ru», 30 ноября 2016 г.

 

Конференции, проводимые институтом:

Все конференции »

Важные события:

В Институте состоялась лекция профессора Нейдига 15 марта, в среду, в Институте органической химии им. Н.Д. Зелинского РАН состоялась лекция Prof. Michael L. Neidig (Rochester, New York, USA).
«Химия» искусства и искусство химии Книга «Четыре портрета» (часть1) академика РАХ художника Александра Толстикова и академика РАХ искусствоведа Марии Вяжевич написана на основе впечатлений, полученных авторами во время общения с Народным художником СССР, академиком РАХ Петром Павловичем Оссовским, Народным художником СССР, академиком РАХ Виктором Ивановичем Ивановым, Народным художником РСФСР (РФ), академиком РАХ Дмитрием Дмитриевичем Жилинским и Народным художником РФ, академиком РАХ Андреем Андреевичем Тутуновым – выдающимися отечественными живописцами, яркими представителями изобразительного искусства второй половины XX столетия, так называемыми «шестидесятниками».
Молодые сотрудники ИОХ РАН удостоены  медали Российской академии наук по итогам конкурса 2016 года Коллективу молодых ученых Лаборатории №13 ИОХ РАН присуждена медаль Российской академии наук по итогам конкурса 2016 года для молодых ученых в области общей и технической химии за цикл работ "Пероксидирование и окислительное С-О сочетание карбонильных соединений для синтеза медицинских и агрохимических препаратов".
Руководитель ФАНО России Михаил Котюков поздравляет женщин с Международным женским днем Дорогие, прекрасные и неповторимые! От всего сердца поздравляю вас с замечательным весенним праздником – Международным женским днем!
В ИОХ РАН пройдет заключительный этап Олимпиады школьников СПбГУ С 3-5 марта 2017 года на базе Института органической химии им. Н.Д. Зелинского РАН будет проведен заключительный этап Олимпиады школьников СПбГУ по 14 предметам: биология, география, история, физика, обществознание, химия, право, информатика, математика, экономика, социология, медицина, современный менеджер, инженерные системы.
Все события »