РУС ENG
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Российская Академия Наук

От школьной олимпиады до академического университета

23 ноября 2016 г.

Независимая газета, 09.11.2016

 

Об авторе: Валерий Васильевич Лунин – академик, декан химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова; Николай Эдуардович Нифантьев – член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией химии гликоконъюгатов, Институт органической химии РАН имени Н. Д. Зелинского РАН.

 Соведущие круглого стола по химическому образованию Николай Нифантьев и Валерий Лунин.
Фото из архива авторов

30 сентября в Екатеринбурге завершил работу юбилейный, ХХ Менделеевский съезд по общей и прикладной химии, на котором были подведены главные достижения исследований и разработок в области химии за прошедшие четыре года. Среди многообразия мероприятий съезда, на котором кроме пленарных заседаний активно работали девять секций, прошли сателлитные симпозиумы и круглые столы по основным направлениям химической науки, технологии и химического образования, а также олимпиады школьников и студентов.

Непрерывное и предметное

Надо отметить, что впервые в истории менделеевских съездов очень интересной и содержательной получилась дискуссия на круглом столе, посвященном состоянию естественно-математического образования в странах БРИКС для химиков-исследователей. Это заседание проводилось под председательством авторов статьи, поэтому мы можем попытаться показать изнутри всю значимость проблемы современного химического образования.

Выбрав изначально подготовку химиков-исследователей в качестве ключевой темы круглого стола, участники активно обсудили необходимость и важность совершенствования школьного и вузовского образования, в том числе важнейшую роль тематических школьных и студенческих олимпиад по химии, являющихся эффективным инструментом отбора талантливой молодежи – будущих исследователей. Об этом в самом первом выступлении на заседании подробно рассказал академик Валерий Лунин. Специально обсуждался и еще один исключительно важный вопрос – совершенствование школьных и вузовских учебных программ по химии.

Валерий Бухтияров, директор Института катализа имени Борескова Сибирского отделения РАН.
Валерий Бухтияров, директор Института катализа имени Борескова Сибирского отделения РАН.

Базовый учебный план общеобразовательных школ России выделяет на преподавание химии в 10–11 классах всего один час в неделю. Понятно, что такой минимум не вызывает у учащихся мотивацию к изучению предмета «химия», а у учителей –  стимула к неформальному преподаванию химии. За прошедшие годы разрушительных реформ в российском школьном образовании закрылось более 5 тыс. (!) школьных кабинетов химии, нет эксперимента, нет реактивов, нет лаборантов.

Обязательно нужна непрерывность естественнонаучного образования, когда программа вуза начинается там, где закончилась школьная программа. Тесно связана с этим и необходимость дифференцированного подхода к школьным курсам, организация предметных лицеев на базе вузов, участие научных организаций в подготовке не только студентов, но и школьников. Непрерывное предметное образование в многопрофильных лицеях, гимназиях обеспечивает раннее вхождение школьника в научную жизнь, мотивацию к продолжению научной работы как в вузе, так и после защиты диплома и, тем самым, решение проблемы утечки умов не только финансовыми способами.

Химическое образование в России сохранилось не благодаря, а вопреки Министерству образования и науки РФ. В течение 25 лет Учебно-методическое объединение классических университетов по химии (УМО) хранит и развивает лучшие традиции химического образования, организует университетские лицеи, гимназии, научно-образовательные центры. В итоге в 2016 году 13% выпускников выбрали в качестве предмета на ЕГЭ химию в отличие от 8–10% в предшествующие годы.

Все – на химию!

Далее участники круглого стола обсудили подходы к подготовке химиков-исследователей в отдельных странах БРИКС. Так, в Бразилии (выступил профессор Карлос Дуарте Корреа, State University of Campinas) и Южной Африке (выступила профессор Ньёконг Тебелло Алида, Rhodes University, Grahamstown) учебный процесс опирается на стандартные учебные курсы университетов, которые дополняются мероприятиями в связи с национальными технологическими инициативами и образованием соответствующих центров технологического превосходства. Их тематика соответствует известным сегодняшним приоритетам, включая нанотехнологии, биотехнологии, новые материалы...

Профессор Кришна Ганеш, директор Indian Institutes of Science Education &  Research, Пуна.
Профессор Кришна Ганеш, директор Indian Institutes of Science Education &  Research, Пуна.

 

Все это присутствует и в подготовке будущих исследователей в Китае (выступил профессор Кифенг Чжоу, Peking University). Кроме этого, в Китае достаточно широко развивается олимпиадное движение по химии для школьников и студентов. Естественно, это способствует отбору потенциальных исследователей на ранних этапах их профессионального становления.

Аналогичная ситуация и в Индии, где также активно развиваются учебные центры нового типа. Среди них особо известна сегодня сеть индийских институтов науки, образования и исследований (Indian Institutes of Science Education & Research, IISER), расположенных уже в семи региональных центрах этой страны. Подробно о вузах этого типа участникам круглого стола рассказал профессор Кришна Ганеш, директор ведущего института в сети IISER, расположенного в городе Пуна – одном из ключевых научных и индустриальных центров этой страны.

Институты IISER отличает соединение учебного процесса с активными научными исследованиями, исчерпывающее обеспечение самым современным научным оборудованием и прекрасная инфраструктура. В некоторой степени институты IISER напоминают российские исследовательские университеты, но представляются более цельными и эффективными из-за компактного строения и сфокусированности на наиболее приоритетных направлениях научных исследований.

Основной акцент в выступлениях российских участников круглого стола был сделан на подготовке химиков-исследователей для институтов Российской академии наук. Об этом говорилось в выступлениях директора Института катализа имени Г.К. Борескова Сибирского отделения РАН, члена-корреспондента РАН Валерия Бухтиярова. На базе этого института успешно работает специализированная кафедра Новосибирского госуниверситета.

А в докладе члена-корреспондента РАН Николая Нифантьева была рассмотрена система «непрерывного химического образования Института органической химии имени Н. Д. Зелинского РАН» (см. рисунок). В этом институте создана уникальная система подготовки будущих исследователей, начиная со школьной скамьи. Она включает Московский химический лицей (организован в 1990 году на базе бывшего школьного кружка по химии при ИОХ РАН), лицейские классы школы № 192 (Москва), Высший химический колледж РАН (создан в 1990 году), действующий в качестве факультета Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева; базовую кафедру фундаментальной и прикладной химии Российской академии наук на химическом факультете МГУ, а также аспирантуру и постдокторантуру.

Профессор Карлос Дуарте Корреа (State University of Campinas, Бразилия) и профессор Кифенг Чжоу (Peking University, Китай) стали активными участниками круглого стола.

Профессор Карлос Дуарте Корреа (State University of Campinas, Бразилия) и профессор Кифенг Чжоу (Peking University, Китай) стали активными участниками круглого стола.

В значительной степени сегодняшний кадровый состав уже не только ИОХ РАН, но и Института элементоорганических соединений имени А.Н. Несмеянова РАН, Институт общей и неорганической химии имени Н.С. Курнакова РАН, которые также активно поддерживают работу Высшего химического колледжа РАН, укомплектованы сотрудниками, в той или иной степени прошедшими обучение в созданной системе лицей–колледж –кафедра МГУ–институты РАН.

Высшее химическое

Необходимо отметить, что значение для высшего химического образования кафедр и вузов, созданных при участии академических институтов, сложно переоценить. Институты РАН, которые находятся сегодня под управлением Федерального агентства научных организаций (ФАНО), имеют наиболее высокий в нашей стране уровень оснащения современным научным оборудованием для проведения исследовательских работ.

Сюда в первую очередь можно отнести приборный парк центров коллективного пользования. Это и суперкомпьютерные центры, позволяющие проводить сложнейшие расчеты, и мощные физические ускорители, электронные микроскопы высокого разрешения, различного рода современные спектрометры (ЯМР, ЭПР, ИК, КР), многие другие приборы и установки. На базе институтов РАН работают более 100 центров коллективного пользования с уникальным научным оборудованием. И конечно, это современное научное оборудование,  задействованное в научно-образовательном процессе, которое во многом обеспечивает эффективную научную работу молодых ученых и студентов, дает им практические навыки, являясь важным фактором, привлекающим молодежь в науку.

Как нам представляется, для обеспечения реальной интеграции школы, вуза и научного учреждения необходимо выполнение основных принципов интеграционного процесса: 1) раннее привлечение молодежи школьного и студенческого возраста в серьезную науку как минимум в форме профориентации;

2) привлечение ведущих ученых Российской академии наук к преподаванию в университетах России;

3) предоставление возможности использования в образовательном процессе информационных и материально-технических (приборных) ресурсов институтов и центров коллективного пользования РАН;

4) индивидуальная подготовка молодых специалистов высокой квалификации в рамках системы непрерывного образования;

5) участие студентов и аспирантов в программах РАН, научных грантах, привлечение их к инновационной активности.

Система «непрерывного химического образования ИОХ РАН».	Фото из архива авторов Система «непрерывного химического образования ИОХ РАН».Фото из архива авторов

Для выполнения этих принципов необходимо учебное заведение, полностью подчиненное запросам главного потребителя выпускников фундаментальных университетов – институтов РАН. Сочетание структуры РАН (президиум–отделение) с институтами ФАНО, над которыми РАН осуществляет научное руководство, формирует структуру, которая коррелирует со стандартной вертикальной структурой университета (ректорат–факультет– кафедра). Это позволит организовать систему «Университет – институты РАН», призванную готовить будущих исследователей для Академии наук.

В качестве монодисциплинарного прототипа такого вуза можно рассматривать ВХК РАН и кафедры при химических институтах, которые имеют очень высокие показатели научно-педагогической деятельности (каждый год – не менее двух дипломов первой степени в Менделеевском конкурсе студенческих научных работ, практически каждый год золотые медали РАН за научные работы студентов и молодых ученых, а при защите дипломов в среднем пять публикаций у каждого дипломника).

Таким образом, возможно образование вуза нового типа, способного достойно выглядеть по научным показателям в рейтинге World University Rankings по ключевым параметрам: академический, научный рейтинг, количество защищенных диссертаций и другие.

В завершение рассказа о круглом столе в области образования стран БРИКС отметим, что данное мероприятие в рамках ХХ Менделеевского съезда, продолжавшееся три часа, прошло очень динамично и вызвало большой интерес у участников и слушателей. И это не случайно, ведь были затронуты не только проблемы, определяющие стратегию развития химического образования. Так, специально отмечалось усиление хемофобии во всех странах БРИКС и снижение интереса в обществе к химическим специальностям, что совсем не отвечает вызовам и тенденциям технологического прогресса.

О целесообразности продолжения начатой дискуссии на следующих менделеевских съездах и специальных мероприятиях говорила и президент Международного союза теоретической и прикладной химии, член-корреспондент РАН Наталья Тарасова. Ее поддержали сопредседатели и фактически все основные участники круглого стола в своих заключительных выступлениях.

Независимая газета, 09.11.2016