РУС ENG
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Российская Академия Наук

ФАНО России и РАН утвердили три регламента взаимодействия

26 сентября 2014 г.

Федеральное агентство научных организаций и Российская академия наук достигли консенсуса по нескольким ключевым вопросам взаимодействия. В Москве прошло заседание рабочей группы по разработке проекта Соглашения о сотрудничестве между ФАНО России и РАН. Со стороны Российской академии наук в нём участвовали вице-президент РАН Сергей Алдошин, главный ученый секретарь Президиума РАН Игорь Соколов, главный ученый секретарь СО РАН Валерий Бухтияров. Со стороны Агентства на заседании присутствовали заместитель руководителя ФАНО России Алексей Медведев, начальник Правого управления Светлана Полякова, начальник Управления методологии, программ и проектов Ольга Чернышева и другие сотрудники.

Члены рабочей группы в рамках встречи обсудили три регламента к рамочному Соглашению между ФАНО России и РАН – о взаимодействии по вопросам формирования государственных заданий, назначении директоров и о создании, реорганизации и ликвидации научных организаций.

Первым, в ходе заседания, был рассмотрен проект регламента о взаимодействии ФАНО России и РАН по формированию и утверждению государственных заданий на проведение научных исследований научными организациями, созданными в форме бюджетных и автономных учреждений и подведомственных ФАНО России.

Его предварительное обсуждение состоялось  ещё на прошлом заседании 3 сентября. В этот раз участники дискуссии затронули вопрос максимального срока, за который отраслевое  отделение РАН совместно с региональным отделением РАН обязаны рассмотреть План научно-исследовательских работ (НИР), представленный институтом. Академик Серей Алдошин предположил, что указанных в последней версии документа 10 рабочих дней на эти цели может не хватить. Однако, по мнению заместителя руководителя ФАНО России Алексея Медведева это вполне реальные сроки, поскольку работу над формированием Планов НИР институты могут начать задолго до их официальной передачи тематическим и региональным отделениям.

Также по инициативе Алексея Медведева в рабочую версию документа была внесена правка, о том, что процедура формирования госзаданий на проведение научных работ по программам Президиума РАН будет установлена отдельным приложением к регламенту.

Следующий регламент, который обсудили представители ФАНО России и РАН, связан с выборами директоров институтов. Правовое управление Агентства предложило исключить региональные отделения РАН из перечня органов, уполномоченных выдвигать своих кандидатов на должность директора. Такую позицию начальник Правового управления Светлана Полякова аргументировала тем, что в противном случае документ будет противоречить постановлению Правительства РФ от 5 июня 2014 г. N 521 «Об утверждении Положения о порядке и сроках согласования и утверждения кандидатур на должность руководителя научной организации, переданной в ведение Федерального агентства научных организаций». Согласно Постановлению региональные отделения РАН не могут выдвигать кандидатуры.

Также было решено исключить пункт, предусматривающий, что лица, не прошедшие согласование президиума РАН, не могут участвовать в повторных выборах. По мнению представителей академического сообщества, непрошедший кандидат должен иметь право подготовить иной доклад и повторно участвовать в выборах.

Последним документом, который был рассмотрен рабочей группой, стал «Регламент взаимодействия по вопросам создания, реорганизации и ликвидации научных организаций, подведомственных ФАНО России». Предметом дискуссии, в частности, стал срок, в рамках которого РАН рассматривает предложения ФАНО России, связанные с созданием, реорганизацией или ликвидацией той или иной подведомственной организации. В действующем проекте регламента на эту процедуру прописано 7 календарных дней. В ходе дискуссии было принято коллегиальное решение изменить срок на 10 рабочих дней.

Также по инициативе начальника Финансового управления ФАНО России Анастасии Долгалевой было предложено отдельно прописать пункт о том, что инициатор создания, реорганизации или ликвидации научной организации обязан подготовить финансово-экономическое обоснование своего предложения. Участники рабочей группы поддержали это предложение.

На основании озвученных в ходе заседания правок в ближайшее время будут сформированы финальные версии всех трех регламентов. После того, как документы завизируют представители РАН и ФАНО России (по одному человеку от каждого ведомства) – они будут переданы на подпись руководителю ФАНО России Михаилу Котюкову и президенту РАН Владимиру Фортову.

Участники заседания позитивно оценили результаты встречи.

«Я бы говорил о двух первых регламентах, которые касаются формирования государственных заданий и выборов директоров. Мне кажется, что они получились достаточно взвешенными. Единственное, что по выборам директоров позиция регионального отделения записана как «с учетом мнения региональных отделений». А хотелось бы, чтобы региональные отделения могли предлагать кандидатуры. Но, как вы слышали, по постановлению Правительства  такое невозможно. По госзаданиям, в свою очередь, позиция региональных отделений появилась, я бы сказал в полный рост. И система, которая существовала раньше, в какой-то степени будет транслирована на новые условия» – заявил главный ученый секретарь Сибирского отделения РАН Валерий Бухтияров.

Следующее заседание рабочей группы по разработке проекта Соглашения о сотрудничестве между ФАНО России и РАН запланировано примерно на 13 октября. На нём будут рассмотрены ещё три регламента: по оценке эффективности научных организаций, по использованию потенциала научных организаций в проведении экспертизы научно-технических программ, проектов и их результатов и ещё один регламент по вопросам издательской деятельности.
Сссылка на оригинал.