РУС ENG
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Российская Академия Наук

В МГУ состоялся круглый стол с участием сотрудников ИОХа

1 июня 2015 г.

Не секрет, что проблема воспроизводства квалифицированных кадров весьма остро стоит в России, а для нашей науки это чуть ли не основная головная боль. Как воспитать достойное поколение исследователей и сделать так, чтобы и после окончания вуза лучшие из них оставались в научной среде? Участники круглого стола, организованного совместно Факультетом глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова и STRF.ru попытались взглянуть на эту задачу, оставив «за скобками» вопросы финансирования.

Учёные – это «штучный товар», напрямую влияющий на количество исследований и публикаций и, в конечном итоге, на результаты, качество научных изысканий. К сожалению, Россия уже заметно отстаёт от ведущих стран по этому показателю (если в наиболее развитых странах на 1000 человек, занятых в экономике, приходится в среднем 8–12 исследователей, то у нас их чуть более 6-ти). Кроме того, «сейчас в России в профессионально активный возраст вступает малочисленное поколение 1990-х годов, и до начала 2020-х роста притока молодых профессионалов ждать не приходится», – сказал заместитель декана Факультета глобальных процессов МГУ, кандидат биологических наук Алексей Андреев.

Кузницы талантов

Как же привлечь молодое поколение в науку? Безусловно, огромную роль играет школьное образование. Выпускники той категории школ, где педагоги вдохновляют детей на личные маленькие открытия, лучше приживаются в научных коллективах. В связи с этим участники круглого стола обозначили два направления деятельности. Во-первых, это привлечение харизматичных и уже многого добившихся учёных к преподаванию в школах.

«Надо «заразить» детей наукой. Ни у кого не получится так, как у людей, которые посвятили себя этому делу»,– уверен Андреев.

Второе направление связано с профориентацией школьников. «Понятно, что в 16–17 лет школьники не полностью самостоятельны в выборе профессии. Они делают это под влиянием родителей, общества или сложившихся стереотипов», – отметил главный специалист-эксперт отдела вовлечения молодёжи в социальную политику Федерального агентства по делам молодёжи Фёдор Стрыгин. Участники круглого стола считают: надо развивать систему профориентации, знакомить подростков с существующими специальностями и направлениями, чтобы они как можно раньше нащупали свою нишу и чётко ставили цель.

Комбинация таких мер должна обеспечить приток заинтересованных кадров не только в научную сферу, но решить кадровую проблему в целом.

При этом необходимо учитывать специфику регионов – ведь российские территории развиты весьма неравномерно. Согласно исследованию, проведённому в МГУ, самыми благоприятными для молодёжи являются регионы Центральной России, в то время как на Севере, Дальнем Востоке и в Сибири молодые люди подчас не находят «своего места».

Новое технологическое мышление

Существует две категории начинающих учёных: одни идут в науку ради денег, другие – по призванию, причём вторых больше. Но желание «изменить мир» в итоге все равно часто упирается в отсутствие достойной зарплаты и вынуждает человека сменить сферу деятельности.

В России главным заказчиком научных исследований традиционно является государство. Но в условиях кризиса рассчитывать на существенную господдержку не приходится. И нужно ли это? Ведь сейчас всё больше и больше компаний сознательно формируют запрос на те или иные инновации. Следовательно, одним из приоритетов должно быть налаживание коммуникаций между заказчиками инноваций (в роли которых могут выступать как частный, так и государственный сектора экономики) и их производителями – научными коллективами и отдельными специалистами.

Взаимодействие может быть реализовано в формате базы данных студентов и выпускников вузов, к которой имели бы доступ компании. Подобные проекты уже разрабатываются в МГУ и Федеральном агентстве по делам молодёжи.

Помимо материального вопроса такое взаимодействие даёт дополнительную мотивацию учёным, подчеркнул Андреев. Ведь если у человека есть осознание того, что его исследования не только интересны ему лично, но и полезны для общества, он будет работать с куда большей отдачей.

Вообще осознание места учёного в современном мире и миссии, которая на него возложена, играет очень важную роль. Так, руководитель контрольного управления Союза молодых инженеров России Анна Сазонова подчеркнула, что для улучшения качества воспроизводства кадров необходима политическая воля. «Ценности и задачи научного прогресса должны быть прописаны, – подчеркнула она. – Это должна быть пропаганда. Пропаганда – это ценности, а ценности – это мотивация».

В рамках круглого стола на факультете глобальных процессов МГУ представители разных организаций попытались разобраться в проблеме воспроизводства научных кадров.От ИОХ РАН в нем участвовали: д.х.н. Терентьев Александр и аспирант Виль Вера.

Ячейка профессионального сообщества

Не менее важно значение имеет и научный коллектив.

«Чтобы остаться в науке, молодому учёному, помимо денег, нужно понимать, что он может здесь вырасти, что ему дадут это сделать»,– представила «взгляд изнутри» аспирантка Института органической химии им. Н. Д. Зелинского Вера Виль. И здесь особенно важна роль коллектива в целом. Как отметил и.о. заведующего лабораторией исследования гомологических реакций ИОХ им. Н. Д. Зелинского РАН, доктор химических наук Александр Терентьев, в лаборатории должна накопиться «критическая масса молодёжи» – 3–4 человека, которые смогут свободно обмениваться идеями, которым будет интересно работать вместе.

При этом важно, чтобы в лаборатории были представлены все возрасты: «Как говорил кто-то из великих учёных, когда в науке одни старики – это трагедия, когда одна молодёжь – это комедия», – обобщил Андреев.

Вырастить настоящего руководителя

Работоспособным коллектив делает инициативный и энергичный руководитель, который становится центром притяжения для таких же инициативных учёных. Необходимо создать резерв людей, готовых взять на себя эту функцию, пришли к выводу участники круглого стола. Если за рубежом такую функцию исполняют программы постдоков, то в России сейчас альтернативная программа – создание кадрового резерва ФАНО. «Возможно, чтобы переломить ситуацию, нужен масштабный проект по выявлению и назначению на руководящие должности проектов молодых и амбициозных учёных», – заявил Андреев.

Таким образом, стройная и выверенная политика по воспитанию научных кадров, начиная со школы и заканчивая созданием кадрового резерва нашей стране необходима. Только старательно «выращивая» каждого человека, Россия может сохранить свои позиции и пережить надвигающуюся «демографическую яму», резюмировали участники круглого стола.