РУС ENG
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Российская Академия Наук

Молодые учёные ИОХ РАН: Виканова Ксения

19 октября 2022 г.

к.х.н., научный сотрудник

 
 

Области исследований: Гетерогенный катализ, каталитическое гидрирование, каталитическое окисление, превращения биодоступных субстратов

 
 

Лаборатория разработки и исследования полифункциональных катализаторов №14

 
 

Улучшенный синтез 2,5-бис(гидроксиметил)фурана – важного мономера для производства биополимеров

 

 
 
 

 

                                 K. Vikanova, E. A. Redina, G. I. Kapustin, M. S.

                                 Chernova, O. P. Tkachenko, V. D. Nissenbaum,

                                 L. M. Kustov, Advanced Room-Temperature

                                 Synthesis of 2,5-Bis(hydroxymethyl)furan—A

                                 Monomer for Biopolymers—from 5-

                                 5-Hydroxymethylfurfural, ACS Sustainable Chem.

                                 Eng., 2021 9, 1161-1171.

                                 DOI: 10.1021/acssuschemeng.0c06560

 
 
 
 
 
 
 

- Чему посвящены Ваши научные исследования в целом? Какую фундаментальную научную или практическую задачу Вы пытаетесь решить?

Моя работа сосредоточена на создании новых гетерогенных катализаторов для различных химических процессов. В нашей лаборатории мы занимаемся разработкой каталитических систем как для процессов окисления, так и гидрирования разных органических субстратов. В последнее время фокус моей работы сместился в каталитические превращения биодоступных субстратов – в первую очередь альдегидов и кетонов – в продукты с добавленной стоимостью.

 

- Расскажите о Вашей последней высокорейтинговой работе, опубликованной в 2021 году. В чем её основная идея?

В 2021 году у меня было опубликовано две работы в высокорейтинговых журналах, обе они связаны с гидрированием 5-HMF, биодоступного соединения, имеющего огромный потенциал для превращения в ряд полезных органических соединений. Последняя работа сосредоточена на разработке катализаторов с ультранизким содержанием благородного металла — менее 0.1% масс. – которые проявили высокую активность и селективность в указанной реакции.

 

- Где и каким образом могут быть использованы полученные в этой работе результаты?

Конечно нам бы хотелось осуществить когда-нибудь реализацию наших лабораторных идей на практике. В частности, продукт селективного гидрирования карбонильной связи 5-HMF – BHMF (бис(гидроксиметил)фуран) – может быть использован как мономер для производства биодоступных полимеров – аналогов ПЭТ.

 

- В чем сложность, и с какими трудностями Вы столкнулись во время выполнения этого исследования?

Я думаю, что в работе каждого ученого возникают повседневные сложности, когда под рукой может не оказаться необходимого реактива или нет доступа к необходимому методу исследования. В таком случае нужно быть достаточно гибким и уметь быстро подстроиться под текущие обстоятельства.

 

- Помогал ли Вам кто-нибудь в решении возникающих проблем?

Конечно. В нашей лаборатории прекрасный молодой коллектив, с которым можно обсудить сложности, возникающие в работе, и который всегда поможет найти выход.

 

- Есть ли у Вас дальнейшие планы по развитию этого направления исследования?

Да, в рамках этой работы мы продолжаем исследование других реакций превращения 5-HMF, не только реакций гидрирования, но и окисления и этерификации. Также мы планируем рассмотреть и другие каталитические системы, в том числе на основе неблагородных металлов.

 

- Каким образом Вы попали в химию? Как оказались в ИОХе?

Я закончила Московский государственный университет тонких химических технологий по направлению «Химическая технология нефтехимического синтеза и искусственного жидкого топлива», обе квалификационные работы: бакалаврская и магистерская – были мной написаны в лаборатории проф. Л.М. Кустова. Поэтому после окончания университета я решила продолжить обучение в аспирантуре, выполняя работу в Лаборатории № 14 ИОХ РАН.

 

- Какими, на Ваш взгляд, качествами должен обладать современный ученый?

Конечно ученый должен обладать аналитическим мышлением; навык поиска взаимосвязей и зависимостей – один из важнейших и необходимых навыков. Помимо этого, я думаю, что ученый должен иметь некоторую долю скептицизма, чтобы не забывать анализировать свои результаты с разных сторон и видеть не только достоинства своей работы, но и недостатки. Противоречивые, неоднозначные результаты всегда наиболее интересны читателю, вызывают больший резонанс и могут являться подспорьем для дальнейшей работы.

 

- Какой совет можете дать своим коллегам?

То, о чем мы всегда должны помнить – не опускать руки. Когда эксперимент не получается, когда нужных материалов нет, когда кажется, что ничего не получится – не опускать руки, искать другие пути, смотреть на задачу с другой точки зрения. Терпение и труд все перетрут.