РУС ENG
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Российская Академия Наук

Коллектив молодых ученых ИОХ РАН удостоен Премии Правительства Москвы

3 февраля 2023 г.

Коллектив молодых ученых ИОХ РАН в составе к.х.н., н.с. Кустова Александра Леонидовича, к.х.н, с.н.с. Рединой Елены Андреевны и к.х.н., н.с. Шестеркиной Анастасии Алексеевны был удостоен Премии Правительства Москвы молодым ученым за 2022 год в номинации «Энергоэффективность и энергосбережение» за разработку каталитических систем для энергоэффективных и экологически безопасных процессов органического синтеза, утилизации СО2 и переработки биосырья с получением ценных химических продуктов.

Исследования научного коллектива сосредоточены на разработке и изучении высокоэффективных катализаторов на основе доступных неблагородных металлов, таких как Fe, Cu, Ni, Co, а также систем с ультранизким содержанием металлов платиновой группы для процессов селективного окисления и гидрирования различных классов соединений (спиртов, непредельных, нитро- и карбонильных соединений, эфиров), реакций с участием диоксида углерода, удаления парниковых газов и отходов производств в широкий спектр ценных и ранее труднодоступных органических соединений.

Результаты научных исследований авторского коллектива А.Л. Кустова, Е.А. Рединой и А.А. Шестеркиной опубликованы в 95 статьях, индексируемых в базах данных WoS и Scopus и более 30 из них в журналах Q1, а также 6 патентах. Кроме того, исследования молодых ученых поддержаны различными программами финансирования, в том числе и грантами РНФ, РФФИ, а также стипендиями и премиями для молодых ученых.

Пресс-служба Института взяла интервью у коллектива молодых ученых.

 

- Расскажите кратко о ваших исследованиях, за которые вы получили премию?

А.К.: Мои научные интересы в основном связанны с каталитическими реакциями с участием СО2, это и его каталитическое гидрирование в ценные соединения, такие как углеводороды различного строения и метанол, также интерес представляет использование диоксида углерода в качестве мягкого окислителя в реакция окислительного дегидрирования алканов в соответствующие олефины. Кроме того, часть работы посвящена углекислотной конверсии различных мало востребованных веществ, таких как лигнин. Все эти направления можно рассматривать как дополнительные возможности для удаления углекислого газа, являющегося основным парниковым газом и вовлечения его в химические реакции.

Е.Р.: Мои исследования посвящены разработке гетерогенных катализаторов нового поколения для базовых процессов органической химии — это реакции окисления и восстановления. Одна из основных идей моей работы– это создание таких каталитических систем, которые позволяют проводить эти реакции в обычных условиях, т.е. при комнатной температуре и атмосферном давлении, при этом катализатор должен быть дешевым, т.е. с низким содержанием благородных металлов. Кроме того, в эти процессы мы вовлекаем и биодоступные реагенты, которые получают из отходов, например, пищевых производств или деревообрабатывающей промышленности, а в результате синтезируем важные мономеры для производства ряда новых биоразлагаемых полимеров.

А.Ш.: Мои научные исследования направлены на  разработку и исследование нанесенных моно- и биметаллических катализаторов, в которых частично или полностью удалось отказаться от традиционных для катализа металлов платиновой группы в пользу дешевых и доступных неблагородных переходных металлов (Fe, Cu, Ni) в процессах селективного гидрирования различного рода субстратов – непредельных и нитросоединений, а также эфиров с целью получения продуктов с добавленной стоимостью, что позволит значительно снизить стоимость катализаторов при сохранении высокой эффективности в данных процессах.

 

- Анастасия, что для Вас значит заниматься наукой?

А.Ш.: Важно найти своё перспективное научное направление, развивать его и двигаться в ногу со временем, а лучше даже опережать его. На мой взгляд, каждый молодой ученый приходит в науку со своей идеей, которую пытается реализовать. Однако в нашей отрасли очень сложно предугадать дальнейший результат, поэтому наиболее эффективным способом является планомерный путь к поставленной цели, когда с каждым шагом все больше приближаешься к чему-то новому и ранее неизведанному. Как говорится, дорогу осилит идущий. Будем работать над своими исследованиями, и наши результаты не останутся без внимания.

 

- А как в голову приходят новые идеи?

А.К.: Как правило, много идей приходит в голову в процессе углубления в тематику, когда начинаешь изучать механизмы каталитической реакции, глубже понимать процесс. Я считаю важным и участие в конференциях, и сотрудничество с другими коллективами — это тоже даёт почву для размышлений. Кроме того, не надо бояться менять направления работы и добавлять новые, даже весьма авантюрные: ведь даже если ничего и не получится, то все равно это опыт…

Е.Р.: Согласна с Александром. Мне также помогает смена деятельности и спокойная, расслабляющая обстановка. Когда долго занимаешься научными исследованиями, мозг начинает автоматически решать задачи в фоновом режиме. Таким образом, когда даешь отдых голове, переключаешься на другие задачи, то мозг в какой-то момент выдает нужное решение, идею, хотя ты об этом в ту минуту вовсе не думал – это нечто вроде озарения.

 

- Елена, а Вы можете сказать, что Вы творческий человек?

Е.Р.: Научные исследования – это творчество. Я даже для описания своей работы использую такие глаголы, как «создание», «разработка». И, конечно, поиск новых идей – это, наверное, самый творческий процесс. Так что, да, я творческий человек. Творчество только химией не ограничивается, безусловно, я человек увлекающийся, например, нравится фигурное катание – на досуге ходим с мужем на каток.

 

- Александр, Анастасия, а какие у вас увлечения вне науки?

А. К: Я играю в футбол. Кроме того, у меня есть музыкальное образование — часто играю на скрипке или гитаре.

А.Ш.: Свое свободное от работы время я полностью посвящаю детям — они мой главный мотиватор! Мы много времени проводим вместе, вместе путешествуем, вместе отдыхаем, в основном все выходные у нас проходят на турнирах по бальным танцам, так как обе дочки занимаются спортом.

 

- Работа ученого — это ведь не только непосредственно экспериментальная работа, но и педагогическая деятельность. Трудно ли работать со студентами? Как увлечь студента научной работой?

А. Ш.: Каждый из нашего коллектива имеет свою научную группу, состоящую из студентов и аспирантов. В основном, к нам приходят студенты из МГУ, МИРЭА (МИТХТ), РГУ нефти и газа и они заранее знают, что в нашем коллективе нужно много работать, чтобы сделать качественное научное исследование и получить высший балл на защитах своих выпускных работ. К сожалению, в большинстве случаев на дипломную работу в Институтах выделяется не так много времени для исследовательской работы, поэтому наши студенты с большим интересом и энтузиастом приезжают работать в свободное от занятий время. Я получаю удовольствие при работе со студентами, поскольку ты можешь передать свои знания молодому поколению, вместе обсуждать новые идеи и цели, есть возможность раскрыть их потенциал и завлечь научной работой. Все наши студенты активно принимают участие в молодежных конференциях, участвуют в написании научных статей, а также являются лауреатами стипендий и конкурсов для студентов, и конечно же, это не может не мотивировать меня на дальнейшую работу со студентами.

А. К.: Я начал работать со студентами ещё, когда сам был студентом, и мне всегда это нравилось. Работа со студентами очень важна для ученого — это и дисциплинирует, и мотивирует к изучению чего-то нового, расширяет спектр твоих тематик исследований, позволяет решать значительно больше задач одновременно. Поэтому считаю, что студенты и аспиранты являются, своего рода, «двигателем» в лаборатории. Но студента иногда нужно мотивировать. Наверное, идеального рецепта нет, но думаю, что необходимо стимулировать их к участию в конкурсах на получение молодежных грантов и стипендий, участвовать в профильных конференциях. Конечно, важен климат в коллективе, приборная база и финансовая сторона.

Е.Р.: С каждым новым студентом ты сам поднимаешься на новую ступеньку. Ты учишь новому их, а они тебя. Это здорово. Конечно, это требует времени, не сразу все получается, но все трудности вы преодолеваете вместе. В основном, студенты сами приходят к нам заниматься научной работой – им интересна тематика наших исследований. Немотивированных студентов у нас нет.

 

- Есть ли ученый, на которого равняетесь?

А. К.: Конечно, есть, заведующий нашей лабораторией Кустов Л.М.

 

- Что для Вас значит эта премия – стимул двигаться дальше или же повод, наоборот, похвалить себя и сбавить обороты?

А.К.: Премия — это признание и отклик ученых, а также понимание, что мы движемся в верном направлении. А сбавить обороты не получится — у меня в этом году два аспиранта должны защитить кандидатские диссертации. Кроме того, я сам готовлюсь к защите докторской диссертации… Так что, покой нам только снится.

А.Ш.: Для меня любая награда дает большой потенциал для дальнейшей работы — ты понимаешь, что движешься в правильном направлении, что твои исследования не остаются без внимания. К Премии Правительства Москвы наш коллектив шел долго, каждый раз, когда мы не побеждали, мы работали еще больше, чтобы на следующий год усилить свою заявку все большими достижениями и публикациями. За это время каждый из нас очень сильно вырос в профессиональном и научном плане. Теперь, когда мы получили Премию, у меня появились новые цели и планы, которые обязательно нужно реализовать.

Е.Р.: Безусловно, премия — стимул, огромный стимул работать дальше! Современная наука очень динамичная, расслабляться некогда.