РУС ENG
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Российская Академия Наук

Молодые учёные ИОХ РАН: Трифонов Алексей

8 февраля 2023 г.

Аспирант, инженер-исследователь

 
 

Области исследований: фторорганическая химия, химия дифторкарбена, фоторедокс-процессы

 
 

Лаборатория функциональных органических соединений №8

 
 

Синтез (дифторалкил)гетероаренов через генерацию дифторкарбена

 
 
 

 

 

A. L. Trifonov, A. D. Dilman, Synthesis of Difluoroalkylated Heteroarenes via Difluorocarbene. Org. Lett. 2021, 23, 6977-6981. DOI: 10.1021/acs.orglett.1c02603

 
 

- Чему посвящены Ваши научные исследования в целом? Какую фундаментальную научную или практическую задачу Вы пытаетесь решить?

Мои исследования посвящены фторированным фосфониевым солям – их синтезу и превращениям. Сочетая в себе свойства прекурсоров фторированных радикалов, генерируемых в условиях фоторедокс-катализа, и аналогов фторированного карбаниона, они позволяют получить доступ к широкому набору соединений, содержащих дифторметиленовый и дифторметильный фрагменты. Сочетание фторорганической химии с элегантными методами активации молекул с помощью фоторедокс-катализа – одно из перспективных направлений органической химии.

 
- Расскажите о Вашей последней высокорейтинговой работе, опубликованной в 2021 году. В чем её основная идея?

Основная идея нашей последней статьи – в формальном трехкомпонентном сочетании фрагментов пиридина, дифторкарбена и электрофильной либо радикальной ловушки. Конечно, реакции идут последовательно, но без промежуточных выделений, в одном реакционном сосуде, позволяя получать весьма сложные структуры, где пиридин непосредственно связан с дифторметиленовым фрагментом.

 
- Где и каким образом могут быть использованы полученные в этой работе результаты?

Фармакологические свойства фторорганических соединений были по достоинству оценены в последние десятилетия, и доля препаратов, имеющих в своем составе хотя бы 1 атом фтора, перевалила за 30%. На данный момент методы синтеза еще лимитированы, но скоро это ограничение будет снято стараниями ведущих научных коллективов разных стран.

 
- В чем сложность, и с какими трудностями Вы столкнулись во время выполнения этого исследования?

Оптимизация методики оказалась довольно сложной: в определенный момент мы думали, что хорошей публикации не получится. Конечные условия предполагали охлаждение до нестандартных температур, замену растворителей в реакционном сосуде без нарушения инертной атмосферы – нужно было чувствовать реакцию “кончиками пальцев”. Написание качественной статьи также заняло много времени: требовалось подобрать точные формулировки, чтобы подчеркнуть значимость полученных результатов, а это было непросто.

 
- Помогал ли Вам кто-нибудь в решении возникающих проблем?

Свобода в принятии важных решений и доверие руководителя – это то, что очень ценится молодыми учеными, и в нашей лаборатории это реализуется в полной мере. Огромную поддержку и помощь в решении стратегических вопросов я получаю от своего руководителя, чл.-корр. РАН А.Д. Дильмана. Также атмосфера в нашей лаборатории располагает к тому, чтобы поделиться проблемами и получить свежий взгляд от коллег: я очень благодарен М.О. Зубкову, М.Д. Кособокову, В.В. Левину и Л.И. Панферовой.

 
- Есть ли у Вас дальнейшие планы по развитию этого направления исследования?

Химия фторированных фосфониевых солей, на мой взгляд, еще нескоро исчерпает себя. Сочетая полярные и радикальные механизмы можно сделать еще не одну неплохую статью.

 
-Каким образом Вы попали в химию?

Испытывая тягу к естественным наукам еще в общеобразовательной школе, я захотел «выйти из зоны комфорта», прошел отбор и поступил в 10-й класс Московского Химического Лицея №1303. Я не мог и вообразить, что попаду в настоящий научный коллектив настолько быстро, в год своего поступления в лицей. Директор лицея С.Е. Семенов вносит неоценимый вклад в российскую науку, прививая молодым людям интерес к ней, который далее не угасает десятилетиями.

 
- Как оказались в ИОХе?

На Российско-Корейской научной школе, организуемой совместно МХЛ и KAIST, я познакомился со своим будущим первым научным руководителем, научным сотрудником нашей лаборатории Артемом Земцовым, и я, будучи десятиклассником, напросился попробовать продолжить исследования под его началом в ИОХе, в лаборатории №8, где и продолжаю работу сейчас.

 
- Какими, на Ваш взгляд, качествами должен обладать современный ученый?

Современный ученый должен стараться сохранить восприятие своей работы как искусства. Это означает никогда не делать ничего механически, а напротив, работать вдохновенно, постоянно анализируя свои и чужие работы со строгим и критическим подходом.

 
- Какой совет можете дать своим коллегам?

Я бы дал совет больше общаться со своими коллегами, больше делиться опытом, наблюдениями и мыслями друг с другом. Наука должна быть открытой, дружной, свободной от мелочной конкуренции. Наш долг – никогда не забывать о красоте науки, а также о том, что любые исследования помогают человечеству – разве это не веский довод вдохновенно работать?