РУС ENG
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Российская Академия Наук

«Мы планируем развиваться в том же ключе — дома воспитывать дочь, а в ИОХе развивать науку и готовить молодые кадры»: интервью с Алексеем Сухоруковым и Юлией Волковой, сотрудниками ИОХ РАН

22 марта 2024 г.

Недавно мы начали рассказывать о супружеских парах, которые связаны не только семейными узами, но и рабочими.

 

Следующими героями нашего интервью стали Алексей Юрьевич Сухоруков, заведующий Лабораторией органических и металл-органических азот-кислородных систем, и Юлия Алексеевна Волкова, старший научный сотрудник Лаборатории стероидных соединений.

 

Семья ученых — обладатели научных наград и грантов — руководят научной работой аспирантов.

 

Алексей Юрьевич — лауреат Международной премии Thieme Chemistry Journals Award, руководитель грантов РНФ, РФФИ, Совета при Президенте РФ, Фонда содействия инновациям, обладатель Премии Правительства Москвы молодым ученым и медалей РАН для молодых ученых.

 

Юлия Алексеевна — лауреат конкурса национальных стипендий L’OREAL-UNESCO «Для женщин в науке», стипендиальной программы Посольства Франции в России «Bourses Metchnikov», руководительница грантов РНФ, РФФИ.

 

Каким образом конференция в Суздале стала знаковой, как ИОХ стал местом силы и как семейная жизнь помогает в научной деятельности —  в интервью.

 

Как вы познакомились друг с другом?

Мы познакомились примерно 15 лет назад на научной конференции в городе Суздаль. Где еще как не конференции познакомиться двум молодым ученым? С тех пор регулярно посещаем это место.

 

Как вы оба пришли к решению заниматься научной деятельностью?

Алексей: Наука привлекала меня с детства. В ней я видел способ самореализации, возможность сделать что-то новое. Научной работой я начал заниматься рано, в 9-ом классе Московского химического лицея, там для этого были созданы все условия. Ну а дальше путь стандартный — университет, аспирантура.

Юлия: В моем случае, решение пришло во время выполнения дипломной работы. Научная деятельность была созвучна моему мироощущению.

 

Как вы распределяете свое время между семьей и работой?

Мы стараемся не смешивать работу и дом. Выходные проводим семьей с дочкой, в будни работаем (благо наши родители сильно помогают с воспитанием ребенка). Хотя научная работа, прежде всего, процесс мыслительный, который сложно ограничить конкретными временными рамками. Научная идея — вещь совершенно не предсказуемая — она может прийти и в будни, в выходной, и во сне, как известно.

 

Что вам больше всего нравится в вашей профессии?

Прежде всего, ее творческая составляющая. Свобода мысли, поле для креативной и интеллектуальной деятельности, возможность открывать новое и получать удовольствие от результата. А еще это работа с другими увлеченными и нешаблонными людьми, своими единомышленниками. 

 

Какие самые большие достижения вы достигли вместе как семья и как ученые?

Семья, дочка и есть наше главное достижение. Что касается научных успехов, то среди них есть и статьи в хороших журналах и ученые степени, звания, научные награды и гранты всех видов. Важнейшим достижением являются наши молодежные научные коллективы, выпускники, бывшие студенты, аспиранты, которых уже немало.

 

Расскажите о вашем рабочем месте и о том, как оно влияет на вашу семейную жизнь.

ИОХ — это место почти с вековой историей, через него прошло уже не одно поколение ученых-химиков. На своем рабочем месте, в такой «исторической» лаборатории, невольно задумываешься, кто здесь работал за полвека до тебя? Может быть, именно здесь было сделано одно из тех открытий, которые повлияли на современную химию? Когда читаешь воспоминания уже, к сожалению, ушедших ученых ИОХа, понимаешь, что определенные научные традиции, ценности, стиль работы, образ мышления передались нам от них, а им от предыдущего поколения. Так и должно быть в настоящей семье.

 

Как вы находите время для семьи, учитывая, что научная деятельность требует много времени и усилий?

Благодаря детскому саду и помощи наших родителей с воспитанием дочки времени на работу в будние дни остается достаточно. Чтобы времени на все хватало, в работе важно правильно расставлять приоритеты и не браться за все подряд. А свободное время мы стараемся тратить на семейную жизнь и отказываемся от «соблазнов» брать лишнюю работу на дом.

 

Как ваша семейная жизнь помогает вам в научной деятельности?

Прежде всего, семья дает вдохновение, чтобы развиваться. Семейная жизнь позволяет отвлечься от работы, восстановить интеллектуальные силы. Наконец, мы часто обсуждаем свою научную работу, обмениваемся мыслями, спрашиваем друг у друга совета. Это наше большое преимущество как семьи ученых.  

 

Каковы ваши планы на будущее как семьи ученых?

Пока мы планируем развиваться в том же ключе — дома воспитывать дочь, а в ИОХе развивать науку и готовить молодые кадры. Юлия планирует защищать докторскую диссертацию. В научном плане хотелось бы взяться за решение проблемы большого фундаментального масштаба.

 

Поделитесь своими мыслями о важности науки в современном мире и ее влиянии на общество.

Не знаем, способна ли наука решить все проблемы человечества, но точно способна облегчить жизнь. Достижения последних 100 лет — лекарства, удобрения, самолеты, компьютеры, сотовые телефоны, интернет и т.п. — яркое тому подтверждение. Иногда в околонаучной среде слышишь утверждения, что в науке по-настоящему больших открытий уже давно не делается. С этим сложно согласиться. Большие открытия делаются, просто они либо еще не дошли до обывателя, либо их прикладной результат воспринимается уже как что-то само собой разумеющееся, как, например, плановый выход новой модели смартфона. Наука уже настолько прочно вошла в повседневную жизнь общества, что прогресс в ней становится чем-то почти обыденным и ожидаемым. Помимо научных открытий и передовых разработок, у науки есть еще одна важная функция — образовательная. В научных коллективах создается своя уникальная научно-образовательная среда, из которой выходят высококвалифицированные специалисты, обладающие научным подходом к решению реальных задач. В отличие от классического университетского образования, где идет потоковая подготовка, здесь все происходит индивидуально и совершенно на другом уровне. Не все они остаются в науке, многие идут в сферу прикладных разработок, в промышленность, кто-то создает свои стартапы. Из таких кадров в значительной степени и складывается инновационный потенциал общества.  

 

Фото: из личного архива Алексея Сухорукова и Юлии Волковой.